ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В 2—3 ГОДА
Уважаемые взрослые, вы должны знать, что каждому возрасту соответствует свой словарный запас, определенные умения в произношении, степень понимания речи других людей, это возрастные нормы речевого развития. Все специалисты: педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на эти нормы речевого развития.
Развитие речи это один из показателей нервно-психического развития детей к ним также относятся: сенсорное развитие, игры, конструирование, изобразительная деятельность, действия с предметами, движения, навыки, социализация.
Нервно-психическое развитие – один из важнейших показателей состояния здоровья детей раннего возраста. Диагностика нервно-психического развития детей первых лет жизни является неотъемлемой частью деятельности врача-педиатра, средних медицинских работников, а также педагогов дошкольных учреждений. С основами этой диагностики должны быть знакомы, и вы родители.
В работе с детьми третьего год жизни мы используем «Методику диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста» разработанную Пантюхиной Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.
Опираясь на показатели нервно-психического развития детей, мы можем оценить уровень развития ребёнка в соответствии с возрастными сроками, подойти к раннему выявлению отклонений в здоровье детей, а также в полной мере осуществить необходимый комплекс развивающих, оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Используя ниже приведённые таблицы, вы сами можете определить, какому возрастному периоду соответствует речь вашего ребёнка.
Показатели речевого развития детей второго года жизни.
Возраст |
Развитие речи |
|
Понимание речи |
Активная речь |
|
1 год 3 мес. |
Запас понимаемых слов быстро расширяется. |
Лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний. |
1 год 6 мес. |
Обобщает предметы по существенным признакам. |
Пользуется облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности. |
1 год 9 мес. |
Понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинке. |
Во время игры пользуется словами и 2-х словными предложениями обозначает свои действия. |
2 года |
Понимает без иллюстрации короткий рассказ о ранее знакомых событиях. |
При общении со взрослым и пользуется 3-х словными предложениями употребляя прилагательные и местоимения. |
Показатели речевого развития детей третьего года жизни.
Возраст |
Развитие речи |
||
Понимание речи |
Активная речь |
||
грамматика |
вопросы |
||
2 года 6 мес. |
Понимает рассказ без показа о событиях, опирающихся на прошлый опыт в новой ситуации. |
Говорит многословными предложениями (более 3 слов) Появляются вопросы «где?», «куда?». |
Говорит многословными предложениями (более 3 слов) Появляются вопросы «где?», «куда?». |
3 года |
Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы знакомы. |
Начинает употреблять сложные придаточные предложения.
|
Появляются вопросы «почему?», «когда?». |
Конечно, каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Наша с вами задача, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование.
Так какой должна быть речь детей третьего года жизни?
- Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.
- Малыш должен знать, как его зовут, различать родных, уметь различать и копировать голоса животных.
- Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками.
- Малыш называет: размер предмета (большой — маленький); цвет; вкус; форму (круг — квадрат); качество (плохой — хороший).
- В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь.
- Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
- Малыш понимает обращение к нему взрослого.
- Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
- Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова.
- Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, молоток — матолок и т.д.
- Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — л, р.
- На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.
- К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть небольшие тексты, досказывать стишки, которые ему многократно читали взрослые, отгадывает простые загадки с подсказками в тексте. «Длинный хвост, маленькие ножки, боится кошки, пищит «пи-пи-пи». Кто это?».
- Общение с родителями и близкими — это основной источник информации для ребенка. Он неосознанно копирует тех, с кем находится рядом.
- Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»
Признаки неблагоприятного развития речи:
- Ребёнок развивается с задержкой или перенёс тяжёлые заболевания.
- У ребёнка есть неврологические заболевания.
- Ребёнок не понимает простых просьб.
- Ребёнок не отзывается на собственное имя.
- Ребёнок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
- Ребёнок не использует мимику и жесты.
- У ребёнка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
- Ребёнку безразлично, понимают ли его. Он говорит на одному ему понятном языке.
- Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи ещё раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
- Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.
О том, что у ребенка значительная задержка речевого развития говорят следующие признаки:
- Ребенок в 2 года не пытается выучить новые слова, а продолжает использовать всего несколько отдельных простейших слов.
- Когда в 2,5 года словарный запас активно используемых слов и словоподражаний меньше 20. Не знает названий частей тела и привычных предметов. Проведите проверочный тест: попросите показать части тела, принести хорошо знакомый ему предмет, находящийся в соседней комнате.
- Если не составляет словосочетаний из двух слов, к примеру, «дай ады» («дай воды»)
- Когда в 3-летнем возрасте речь ребенка настолько не разборчива, что даже родные понимают его с трудом. Не говорит элементарных предложений состоящих из пары-тройки словосочетаний, не понимает объяснений, простых рассказов.
- Когда малыш в 3 года «тарахтит» - говорит чересчур быстро, глотает окончания слов или, напротив, очень медленно, растягивая слова, хотя дома никто подобным образом не разговаривает.
- Когда в 3 года малыш не строит собственных предложений, а изъясняется фразами из книжек и мультиков. Если ребенок зеркально вторит фразам, который слышит от взрослых, даже если это к месту. В таком случае необходимо срочно обращаться к специалисту, причем обязательно обследоваться у психиатра – это может быть признаком серьёзнейшего отклонения в развитии.
- Когда ребенок вне зависимости от возраста постоянно ходит с приоткрытым ртом, когда без явных причин повышенно выделяется слюна, но это не связано с ростом зубов.
Специалисты советуют, что если у ребёнка присутствует, хотя бы один из признаков неблагополучного развития речи, ему нужна помощь! И не слушайте соседских бабушек, которые советуют подождать: чем раньше ребёнку будет оказана речевая помощь, тем лучше будут успехи.
Материал подготовил воспитатель Майорова И.В.