Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста
Уважаемые родители!
Воспитание культуры поведения, соблюдение правил у дошкольника, не может рассматриваться только в рамках одного детского сада. Оно предполагает обязательную связь с воспитанием детей в семье, совместные усилия в этом вопросе педагога и родителей.
Многие родители, к сожалению, считают, что, приведя ребенка в детский сад, они имеют полное право переложить на педагогов всю колоссальную ответственность за воспитание и становление личности своего ребенка, но это далеко не так. Мы готовы оказать действенную помощь родителям в воспитании у детей общепринятых правил и норм, но без участия родителей воспитать в детях культуру и нормы поведения будет очень трудно.
Выделяют следующие особенности формирования культуры поведения у дошкольников:
- следует помнить о том, что дети подражают поведению взрослых, поэтому взрослые должны оценивать свое поведение критически и демонстрировать только положительные образцы поведения;
- формирование культуры поведения у дошкольников может проходить только при непосредственном участии взрослого и его руководстве поведением ребенка;
- необходимо сформировать у ребенка опыт нравственного поведения, в связи с этим следует учитывать тот факт, что у детей наблюдается разрыв между знаниями и опытом. Зная, как нужно поступать, ребенок не всегда способен регулировать свое поведение в силу неразвитости волевых процессов. Привычки поведения формируются не сразу, а при постоянном повторении и положительном подкреплении со стороны взрослого;
- для успешного формирования потребности поступать определенным образом, необходимо постоянно утверждать общественно значимые мотивы, побуждающие ребенка к определенному поведению;
- при формировании норм культуры поведения взрослый постоянно обращает внимание на поддержание положительного эмоционального состояния детей, чтобы отношение к выполняемым ребенком действиям носило эмоционально-положительный характер;
- волевые проявления ребенка для достижения, определенного результата необходимо постоянно стимулировать положительной оценкой.
Каждая семья индивидуальна, в ней есть свои традиции, правила, нормы поведения. И обязанность каждой семьи – развить культуру поведения своего ребенка с помощью своих поступков и тех действий, которые помогут в последствии ребенку, но при этом следует соблюдать следующие принципы:
- единство требований в семье и детском саду;
- последовательность и систематичность воспитательных воздействий;
- принцип повторности, то есть постоянные упражнения в положительных привычках поведения;
- требовательность в сочетании с уважением к ребенку;
- создание ситуации успеха.
Основы культуры деятельности закладываются в детстве, а затем развиваются и совершенствуется. Таким образом, только совместными усилиями мы сможем вооружить наших детей такими умениями, навыками и привычками, которые помогут установлению контактов, сохранят естественность в общении людей, помогут в создании атмосферы доброжелательности в общении.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Учить ребенка правилам хорошего тона можно также в игре. Проводите домашние «уроки вежливости», когда занимаетесь с ним или просто играете в детской. Обыгрывать ситуации можно с помощью кукол и любимых игрушек – сочинить сказку о ком-то невоспитанном, разыграть мини-сценку, придумать игры по этикету («чаепитие у кукол», «мишка пошел в гости» и т.п.), а после — обсудить и поспрашивать: «Кто правильно поступил? А почему? Кого мама похвалит?». Для малышей можно разыграть целое театральное представление.
Читайте книги на эту тематику и обсуждайте, кто из героев ведет себя правильно, а кто невежлив с другими.
Книг на тему детского этикета множество, вот некоторые из них:
- «Этикет для детей различных лет», А. Усачев; «Правила поведения», Э. Бомон;
- «Вежливые слова», О. Корнеева; «Общительные сказки», Т. Шорыгина; «Азбука вежливости», Л. Васильева-Гангнус;
- «Школа вежливости для маленьких хозяев», Н. Иванова, Г. Шалаева;
- «Правила поведения для воспитанных детей», Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазонова;
- «Самые главные правила поведения для воспитанных детей», издательство «Харвест»; «Этикет для непосед», издательство Clever;
- «Как вести себя за столом. Этикет для всех в рассказах, стихах, картинках» под ред. Р. Данковой.