Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста (автор Перерва В.А.)
Уважаемые родители, очень часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика?
Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Однако даже если у ребенка речь в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 5-6 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если ребенок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или раскрашивании, если в 6 лет застегнуть пуговицы – невыполнимая задача, значит и ваш ребенок не исключение.
Поэтому один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу - это развитие точных движений мелкой моторики.
Начиная со старшего дошкольного возраста, мы в ДОУ ведем постоянную работу по развитию мелкой моторики и координации движений руки. Для того, чтобы ребенок красиво и аккуратно писал в школе, необходимо ежедневно выполнять специальный комплекс упражнений.
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на три части:
- Пальчиковая гимнастика (постукивать кулачками, сжимать и разжимать кулачки, хлопать в ладоши, складывать и раскладывать поочередно пальцы рук, соединять и рассоединять пальцы вместе обеих рук или складывать их поочередно с большим пальцем);
- Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов и материалов (пластилина, соленого теста, ножниц, мелких деталей, бумаги, круп, шнурков, пуговиц);
- Отработка графических навыков (рисование линий, по точкам или буквам и цифрам, штриховка, раскрашивание, копирование, обводка).
Пальчиковую гимнастику можно сопровождать любимым небольшим стихотворением, потешкой или считалкой. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Постоянная тренировка движений пальцев рук повышает внимание, развивает память, слух и зрение. Упражнения пальчиковой гимнастики можно найти на сайтах интернета для детей старшего дошкольного возраста.
Сидит белка на тележке, (Сжимают и разжимают кулачки).
Продает она орешки: (Постукивание кулачками)
Лисичке-сестричке, (Поочередно разжимают пальцы).
Воробью, синичке,
Мишке - косолапому
И заиньке - усатому.
1,2,3,4,5 –
В детский сад пришли опять (Отбивать кулачками и хлопать в ладоши)
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. (Соединяем пальчики вместе)
А в субботу в воскресенье будем дома отдыхать! (Сжимать и разжимать кулачки)
Упражнения предметами и материалами.
v Пластилин лучше использовать твердый и раскатывать только в ладошках, отрабатываем основные движения: прямые и круговые движения ладошек, общипывание, надавливание и сглаживание пальцами рук.
v Упражнения с соленым тестом такие же, как и с пластилином, только если нет аллергической реакции от соли на коже рук.
v Бумагу складываем способом оригами по схеме. Мнем бумагу в шарик и метаем в корзину. Рвем на полоски или квадратики и делаем аппликацию.
v Ножницы берем с закругленными концами, так же важно подбирать ножницы специальные для леворуких. Ребенок с ножницами работает только в присутствие взрослого. Держит их концами от себя вперед, во время работы ножницы не поворачивает. Фигурки вырезаем по контуру из старых раскрасок, открыток, журналов и составляем композицию. Разрезаем бумагу на глаз по линии сгиба или по диагонали от угла к углу. Вырезаем округлые фигуры (круг, овал) из геометрических фигур (квадрата, прямоугольника), срезая только полукруглые уголки.
v Сортировка мелких деталей (гаек, шурупов, бусинок, пуговок) и круп (фасоли или гороха). Очень важно, чтобы ребенок это делал либо тремя или двумя пальчиками. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать работе. Тем самым готовим руку правильно держать ручку.
v Шнуровка. В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, и усидчивость, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. Это могут быть обычные упражнения по завязыванию шнурков на бантик, так и пронизывать через отверстия шнурок, чтоб получился рисунок, как на образце игры.
Отработка графических навыков.
v Рисование линий, то есть, соединив линии штриховки (коротких линий), фигурных дорожек – это задания с «лабиринтами». При выполнении задания нельзя касаться стенок, линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается. Рисование по точкам, буквам или цифрам, соединение идет последовательно, чтобы получился завершенный рисунок.
v Штриховки с различным направлением движения руки (вертикальная, горизонтальная, диагональная, круглая или полукруглая, зигзагообразная, волнистая). Штриховка бывает с определенным расстоянием линий (редкая, частая, сплошная) и по тону (светлая, темная).
Правила штриховки:
• Штриховать только в заданном направлении.
• Не выходить за контуры фигуры.
• Соблюдать параллельность линий.
• Не сближать штрихи, соблюдать расстояние.
v Раскрашивание. Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Рекомендуется пользоваться цветными мягкими карандашами (М рус. или В-анг.), а не фломастерами. Раскраски должны быть с мелкими деталями для раскрашивания.
v Копирование понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
v Обводка. Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.
Все эти упражнения не сложные и приносят большую пользу ребёнку при подготовке к школе:
- Развивают мелкую моторику руки, подготавливая её к овладению письмом.
- Формируют у ребенка художественный вкус.
- Развивает в последствие у ребенка интеллект.
Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Ваш ребенок будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные и точными, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными, а занимательными.