Играя, учимся математике! (автор Шишова Н.В.)

Насколько приятно видеть, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда мы, взрослые, говорим: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру!»

Игра – это не только удовольствие, что само по себе очень важно, играя, ребенок может приобретать новые знания, умения и навыки, развивать способности, подчас даже не догадываясь об этом.

Сегодня мы поговорим об играх, которые помогут малышу усвоить элементарные математические представления: форма, величина, количество. А помогут нам в этом уникальные, на мой взгляд, пособия: цветные счетные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете». В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает. Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

1. Освоение комплекта

Игры и упражнения состоят в группировке по разным признакам, сооружение из палочек различных построек.

2. Построение лестницы

Ребенок строит лестницы разных размеров, что сопровождается рассматриванием палочек и изучением их особенностей. Так, ребенок узнает, что
элементы одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот.

3. Освоение отношений по длине, высоте, массе, объему Используем различные игровые задачи: «Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) желтой. Найди ее!» или задавайте вопросы, на которые возможно дать как можно больше ответов: «Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной».

Игра-викторина: спрячьте одну палочку. Ребенок должен угадать какую палочку вы спрятали, задавая вопросы, требующие ответа «да» или «нет».

4. Составление ковриков, узоров

Ребенок составляет различные коврики, в результате чего у него вырабатывается представление о понятии «столько же».

5. Развитие количественных представлений

Ребенок осваивает умение соотносить количество и число и , наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре закрепляются название цветов и числовое
обозначение. Например: «Покажи палочку 3. Какого она цвета?» или «Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?»

6. Состав чисел из единиц и двух меньших чисел

Игра «Поезд». Ребенку предлагается найти палочку, например, обозначающую число 3. Спросите ребенка сколько единиц в числе 3. Осуществите поверку
выкладыванием трех «единиц» (белых кубиков). Попросите найти еще голубую палочку и составить число 3 из двух меньших чисел. Можно задавать
ребенку вопросы:

- Найдите палочку «два», какого она цвета? Положите ее под голубую палочку.  Посмотрите и скажите, сколько палочек не хватает, чтобы получилось число «три»? Как мы составили число 3? И так далее.

7. Формирование пространственных представлений

Выложите из палочек фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую и т.д. Или нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой а или в квадрат.

Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки. Игр с палочками Кюизенера великое множество. Вы можете сами составлять свои варианты заданий и даже придумывать новые игры.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) четырех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребенок самостоятельно использует их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что - то строят. В ходе таких игр блоками малыш установит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с ребенком лучше пользоваться словом «фигура», чем слово «блок».

Вот пример некоторых игр, с помощью которых, играя, вы учите ребенка математике.

1. «Открой замочек»

На картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя.
 
За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку…

Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему.

Например: Тут лишняя желтая фигура. Потому что эти обе красные. Нажимаем на желтую фигурку!

2. «Найди»

Перед ребенком лежат несколько блоков, под одним из них спрятана картинка.

Ребенок ищет ее, называя раз¬личные свойства блоков, задавая вопросы:

  • Картинка (щенок, котенок…) под синим блоком?
  • Под желтым?
  • Под большим?
  • Под круглым?

В данной игре можно поменяться местами: ребенок - ведущий, а вы ищете того, кто спрятался.

3. «По порядку становись!»

Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

4. «Домино»

В этой игре одновременно может участвовать не более четырех человек. Фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному, например:

а) фигурами другого цвета

б) фигурами того же цвета, но другого размера и.т.п.

5. «Угости Хрюшу и Степашку»

Предложите детям разделить фигуры – угостить гостей печеньем. Хрюша любит красное круглое печенье, а Степашка – желтое, не квадратное. Вариантов может быть много.

6. «Построй дорожку»

Перед ребенком табличка – правило построения дорожки. Он строит дорожку по правилу: чередует блоки с учетом цвета или формы. Сначала красный квадрат, потом треугольная фигура, затем желтый круг, и прямоугольная. Малыш учится выделять свойство, абстрагироваться от других признаков.

7. «Собери камушки»

Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут разделить волшебные камушки. Лисичке надо собрать все маленькие камушки, медведю – все толстые, а волку – круглые.

Но вот беда, есть камушки и круглые, и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть камушки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.

Три пересекающихся обруча помогли нам разобраться – выяснить, где чьи подарки, кто чем может пользоваться на правах совместной собственности!

Интересных игр много! Ребятишки всегда с удовольствием решают логические загадки. Приятных Вам совместных игр с развивающими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера!