Особенности речевого развития детей 4-5 лет

Уважаемые родители!
Вашему ребенку от 4 до 5 лет. Вы заинтересованный родитель и внимательно следите за развитием ребенка. А знаете ли Вы какие изменения происходят в его речевом развитии?

  • У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
  • Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 5 годам почти все дети произносят шипящие звуки [ш, ж, щ, ч], а к 5,5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5,5 лет произношение всех звуков может быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение  некоторых звуков.
  • На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук.
  • Малыш легко определяет ударный гласный звук в начале слова: утка, озеро, аист.
  • Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания.
  • В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, розовый, оранжевый). Начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).Ребенок употребляет сложные предложения: «Когда дождик кончится, я пойду гулять», «Мама ушла, и я остался один». Ребенок строит предложения с различными союзами: «У самосвала колеса больше, чем у такси».
  • Ребенок в этом возрасте не испытывает трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Он с легкостью пересказывает знакомые сказки или только что прочитанные рассказы, может составить рассказ по серии картинок. Запоминает и рассказывает полюбившиеся стихи.
  • Развитый речевой слуха дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Составила: учитель-логопед
Фролова Елена Игоревна