Этапы совместной работы логопеда и родителей по исправлению звукопроизношения
Зачастую, после первого посещения занятий логопеда родители ждут чуда. Взрослые убеждены, что все звуки начнут сами произноситься правильно, и им не придется прикладывать к этому ни каких усилий. Не всегда логопед может обойтись без помощи родителей, особенно в работе с теми детьми, у которых сложился стереотип неправильного произношения звуков. Ведь логопедическое воздействие необходимо проводить поэтапно, неоднократно закрепляя знания и умения ребенка, чтобы они переросли в устоявшийся навык и речь ребенка стала более четкой и выразительной.
I. Подготовительный этап
Задачами данного этапа являются:
развитие умения узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ), необходимой для правильного произношения того или иного звука или группы звуков. На данном этапе выполняется артикуляционная гимнастика. Логопед покажет упражнения, которые нужны именно Вашему ребенку. Гимнастику необходимо выполнять каждый день перед зеркалом.
II. Этап постановки звука
Поставить правильный изолированный звук должен логопед с помощью подражания и механического воздействия. Например, зачастую вызвать правильный звук Р достаточно трудно. Практика показывает, что вызвать этот звук при помощи подражания удается редко. Обычно постановке звука Р предшествует долгая работа по подготовке артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка. Поэтому родителям и ребенку надо запастись терпением.
III. Этап автоматизации (закрепления) звука
Исправлением отдельно взятого звука логопедическая работа не может ограничиться. Необходим продолжительный этап включения вызванного звука в самостоятельную речь ребенка, причем в строго определенной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и в связных высказываниях. На этапе автоматизации (включения в речь) звука занятия родителей с детьми по заданию логопеда необходимы. Их следует проводить ежедневно или через день около 15 мин.
IY. Этап дифференциации
Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.