ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В 2—3 ГОДА

Уважаемые взрослые, вы должны знать, что каждому возрасту соответствует свой словарный запас, определенные умения в произношении, степень понимания речи других людей, это возрастные нормы речевого развития. Все специалисты: педиатры, неврологи, логопеды, педагоги в работе с детьми опираются на эти нормы речевого развития.

Развитие речи это один из показателей нервно-психического развития детей к ним также относятся: сенсорное развитие, игры, конструирование, изобразительная деятельность, действия с предметами, движения, навыки, социализация.

Нервно-психическое развитие – один из важнейших показателей состояния здоровья детей раннего возраста. Диагностика нервно-психического развития детей первых лет жизни является неотъемлемой частью деятельности врача-педиатра, средних медицинских работников, а также педагогов дошкольных учреждений. С основами этой диагностики должны быть знакомы, и вы родители.

В работе с детьми третьего год жизни  мы используем «Методику диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста»  разработанную Пантюхиной Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.

Опираясь на показатели нервно-психического развития детей, мы можем оценить уровень развития ребёнка в соответствии с возрастными  сроками,  подойти к раннему выявлению отклонений в здоровье детей, а также в полной мере осуществить необходимый комплекс развивающих, оздоровительных и реабилитационных мероприятий.  

Используя ниже приведённые таблицы, вы сами можете определить,  какому возрастному  периоду  соответствует речь вашего ребёнка.

Показатели речевого развития детей второго года жизни.

 

Возраст

Развитие речи

Понимание речи

Активная речь

1 год

3 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется.

Лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний.

1 год

6 мес.

Обобщает предметы по существенным признакам.

Пользуется облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности.

1 год

9 мес.

Понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинке.

Во время игры пользуется словами и 2-х словными предложениями обозначает свои действия.

2 года

Понимает без иллюстрации короткий рассказ о ранее знакомых событиях.

При общении со взрослым и пользуется 3-х словными предложениями употребляя  прилагательные и местоимения.

Показатели речевого развития детей третьего года жизни.

 

Возраст

Развитие речи

Понимание речи

Активная речь

грамматика

вопросы

2 года 6 мес.

Понимает рассказ без показа о событиях, опирающихся на прошлый опыт в новой ситуации.

Говорит многословными предложениями (более 3 слов) Появляются вопросы «где?», «куда?».

Говорит многословными предложениями (более 3 слов) Появляются вопросы «где?», «куда?».

3 года

Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы знакомы.

Начинает употреблять сложные придаточные предложения.

 

 Появляются вопросы «почему?», «когда?».

Конечно, каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Наша с вами задача, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование.  

 

Так какой должна быть речь детей третьего года жизни?

  • Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.
  • Малыш должен знать, как его зовут, различать родных, уметь различать и копировать голоса животных.
  • Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками.
  • Малыш называет: размер предмета (большой — маленький); цвет; вкус;  форму (круг — квадрат); качество (плохой — хороший).
  • В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь.
  • Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
  • Малыш понимает обращение к нему взрослого.
  • Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
  • Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова.
  • Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, молоток  — матолок и т.д.
  • Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — л, р.
  • На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.
  • К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть небольшие тексты, досказывать стишки, которые ему многократно читали взрослые, отгадывает простые загадки с подсказками в тексте. «Длинный хвост, маленькие ножки, боится кошки, пищит «пи-пи-пи». Кто это?».
  • Общение с родителями и близкими — это основной источник информации для ребенка. Он неосознанно копирует тех, с кем находится рядом.
  • Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»

 

Признаки неблагоприятного развития речи:

  • Ребёнок развивается с задержкой или перенёс тяжёлые заболевания.
  • У ребёнка есть неврологические заболевания.
  • Ребёнок не понимает простых просьб.
  • Ребёнок не отзывается на собственное имя.
  • Ребёнок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
  • Ребёнок не использует мимику и жесты.
  • У ребёнка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
  • Ребёнку безразлично, понимают ли его. Он говорит на одному ему понятном языке.
  • Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи ещё раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
  • Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.

 

О том, что у ребенка значительная задержка речевого развития говорят следующие признаки:

  • Ребенок  в 2 года не пытается выучить новые слова, а продолжает использовать всего несколько отдельных простейших слов.
  • Когда в 2,5 года словарный запас активно используемых слов и словоподражаний меньше 20. Не знает названий частей тела и привычных предметов. Проведите проверочный тест: попросите показать части тела, принести хорошо знакомый ему предмет, находящийся в соседней комнате.
  • Если не составляет словосочетаний из двух слов, к примеру, «дай ады» («дай воды»)
  • Когда в 3-летнем возрасте речь ребенка настолько не разборчива, что даже родные понимают его с трудом. Не говорит элементарных предложений состоящих из пары-тройки словосочетаний, не понимает объяснений, простых рассказов.
  • Когда малыш в 3 года «тарахтит» - говорит чересчур быстро, глотает окончания слов или, напротив, очень медленно, растягивая слова, хотя дома никто подобным образом не разговаривает.
  • Когда в 3 года малыш не строит собственных предложений, а изъясняется фразами из книжек и мультиков. Если ребенок зеркально вторит фразам, который слышит от взрослых, даже если это к месту. В таком случае необходимо срочно обращаться к специалисту, причем обязательно обследоваться у психиатра – это может быть признаком серьёзнейшего отклонения в развитии.
  • Когда ребенок вне зависимости от возраста постоянно ходит с приоткрытым ртом, когда без явных причин повышенно выделяется слюна, но это не связано с ростом зубов.

 

Специалисты советуют, что если у ребёнка присутствует, хотя бы один из признаков неблагополучного развития речи, ему нужна помощь! И не слушайте соседских бабушек, которые советуют подождать: чем раньше ребёнку будет оказана речевая помощь, тем лучше будут успехи.

 

 

Материал подготовил воспитатель Майорова И.В.