Сочиняем сказку. Уроки творчества

Уважаемые родители!

           Все дети любят сказки. Наверно, и ваш малыш может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений. А что, если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ребенку в этом полезном и увлекательном занятии.

С чего начать?

Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в придумывании новых историй и сказок, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика. Ведь дети в этом возрасте большие фантазёры и сказочники.

Сказки можно сочинять, о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари. Существуют разные «рецепты» организации таких творческих тренировок. То, как вы будете их использовать, зависит от возраста ребенка. Ребенок 2,5-3 лет и старше может сочинять вместе со взрослым, а 5-6 летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству. Для этого вам помогут такие простые игры.

«Закончи сказку»

Для начала можно дать ребенку задание - придумать для сказки концовку. Итак, вы предлагаете ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: «Пошел как-то Незнайка в лес за грибами. Встретил Незнайка в лесу белку - та помахала ему пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах - испугался. Много грибов Незнайка насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу, ходил, да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала Незнайка чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал осматриваться. Смотрит Незнайка по сторонам, чтобы понять, где он очутился, и вдруг видит …».

Здесь вы обращаетесь к ребенку с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел Незнайка? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Незнайке выбраться из леса?».

Очень важно эмоционально реагировать на каждый найденный ребенком ответ (удивляться, радоваться), таким образом мы приучаем детей эмоционально передавать образ героя.

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки: каждый из вас может предложить несколько вариантов, а затем вы вместе их обсуждаете. В дальнейшем ребенок может рассказать кому-нибудь сочиненную сказку и проиллюстрировать ее рисунками. Или вы совместно с ребенком можете создать книжку-малышку.

Коллективное сочинение

Чем не развлечение на детском празднике или во время семейных посиделок? Участвуют сразу несколько детей.

Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? Что произойдет дальше? Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей. Если дети уверенно справляются с сочинением сказки по предложенному плану, можно предложить дополнительные вопросы, подсказывая новые направления фантазирования. Предложите детям пересказать уже сочиненное, привлеките к обсуждению того, что сочинили другие. Сочиненную сказку стоит записать, чтобы прочитать ее на следующий день или при новой встрече друзей. Можно продолжить детям сочинение сказочного «сериала».

Инсценировка

Предложите малышу «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя.

Здесь также предполагается коллективное творчество. Исполнителями ролей могут стать не только дети, но и игрушки, куклы. Незаменимыми помощниками могут стать герои кукольного театра (такие игрушки продаются в магазинах, но при желании можно создавать их своими руками). В репетицию вовлекаются все участники инсценировки, даже те, кто не занят в конкретной сцене. Важным этапом подготовки станет изготовление декораций.

Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития речи, мышления детей.