Учим стихи с интересом! (автор Шишова Н.В.)

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В их речи существует множество проблем. Особенно у детей с тяжелыми нарушениями речи. Это и скудный словарный запас, и неумение согласовывать слова в предложении, нарушение внимания, памяти. Развитие речи ребенка – процесс длительный и сложный, и лучше, если мы будем обучать детей, играя! В этом деле нам поможет мнемотехника. Что же это такое? Объясню словами К. Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотехника – это и мнемодорожки, и мнемотаблицы, в которых схематично отображены те или иные явления природы, персонажи, действия, признаки предметов. Хорошо использовать мнемотаблицы при составлении рассказов, придумывании загадок. Но особенно эффективно использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений.
Дети очень любят слушать и рассказывать стихи, но заучивание стихов у многих вызывает большие трудности. 
Работу по заучиванию стихотворения можно разделить на этапы:

  1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
  2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
  3. Вопросы по содержанию стихотворения и объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.
  4. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.
  5. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Приведу пример мнемотаблицы к стихотворению Т.Шорыгиной «Снеговик»: