Использование дидактических игр в развитии связной речи у детей 4-5 лет. (Автор Саргина Л.С.)

Уважаемые родители!

Период 4-5 лет очень важный в жизни ребёнка. Уровень мышления намного возрастает. Малыш уже понимает, что он человек, кто он: девочка или мальчик. Становится думающим и творческим ребёнком. Пятилетние дети тяготеют к рифме: создают собственные стихи, подбирая слова, лишённые всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию фонематического восприятия, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.

Словарный запас увеличивается на тысячу слов и достигает к 5 годам 3000 слов.

В 4—5 лет:

  • дети уже могут обобщать и называть детали предметов: стол, стул, шкаф — это всё мебель, а платье, брюки, пальто — одежда, у стола есть ножки и столешница. 

  • у детей появляются и детализируются прилагательные, обозначающие свойства предметов: не просто горячий или холодный, а тёплый, прохладный — и настроение людей: весёлый, грустный, печальный.

  • дети начинают употреблять глаголы в повелительном наклонении (беги, дай, принеси).

  • у детей закладывается и словарь антонимов, дети начинают понимать, что такое «наоборот» (твёрдый—мягкий, светлый—тёмный).

  • появляются наиболее употребительные наречия: слева, справа, около, рядом. Все предлоги, кроме сложных: из-за, из-под.

  • дети уже широко используют уменьшительно-ласкательную форму существительных, начинают образовывать множественное число существительных в родительном падеже.

  • появляется правильное употребление названий детёнышей животных.

  • начинают согласовывать существительные и местоимения с прилагательными и глаголами. Если стол, то он красный, а шапка — красная и т.д. Если я, то пошла, он — пошёл, она пошла, мы пошли и т.д.

Для правильного запоминания детёнышей животных можно поиграть в игру «Назови детёныша». Мама или папа называет животного, а чадо должно ответить, как называется его детёныш. Назвал неправильно — обязательно исправить. И ни в коем случае не злиться и не ругать, если малыш с первого раза не запомнил.

Для закрепления, где лево, а где право, поиграйте в игру «Солдатики». В неё и девочки, и мальчики играют с большим удовольствием. Скажите ребёнку, что он солдат. Скомандуйте «налево» или «направо» — и он должен повернуться, как солдат, туда, куда вы ему приказали.

К сожалению, в наше время большая часть детей путает самые простые предлоги. Ребята ещё не совсем хорошо употребляют предлог «с». Когда показываешь и говоришь, что ручка упала со стола, роняешь ручку и спрашиваешь: «Откуда упала ручка?» Отвечают: «От стола». Или предлог «за» (спрятались за спинкой стула, стоим друг за другом). Говорят: «Спрятался под спинкой». Чтобы расширить словарь предлогов и наречий, можно поиграть в игру «Прятки». Возьмите, например, плюшевого мишку, спрячьте под стул и спросите: «Где спрятался мишка»? И ребёнок должен ответить: «Под стулом». Или по-другому. Взрослый встаёт, скажем, к столу и спрашивает: «Где я стою?» «У стола», — должен ответить малыш.

Чтобы усвоились ласковые слова, поиграйте в игру «Назови ласково». Взрослый называет какое-нибудь слово, а малыш должен сказать его ласково. Например, цветок — цветочек, ложка — ложечка, стул — стульчик и т.д.

Саргина Лариса Сергеевна